Исторические хроники: Минское шоссе


Трасса М-1 «Беларусь», в простонародье Минское шоссе (Минка), проходит по Московской и Смоленской областям. Дорога доходит до границы с Республикой Беларусь, ее длина – около 440 километров. Несмотря на то, что трасса появилась относительно недавно, она все-равно имеет свою историю.

Изначально не было задачи проложить именно Минское шоссе. Его решили построить только после того, как был проведен ряд действий, чтобы изменить существующее Можайское шоссе. Оно считалось неудобным, потому что пролегало через множество населенных пунктов. Из-за этого пропускная способность и скорость передвижения заметно снижались. В мирное время Смоленской дороги уже не хватало для полноценного движения. В связи с этим власти приняли решение о постройке новой магистрали, которая была бы абсолютно прямой.

В 1935 году был разработан первый проект советского «автобана» Москва-Минск. Его решили строить силами зэков ГУЛАГа – это позволило сэкономить 18% от сметы. Чтобы ещё удешевить проект, бесплатно работать обязали местных крестьян. Экономили и на материалах.

Был также разработан и другой проект, предполагавший пролегание трассы напрямую от Москвы до Минска. В нём предусматривалась проезжая часть шириной 18 м с трёхметровой разделительной полосой. Все пересечения с железнодорожными линиями и автодорогами с усовершенствованным покрытием проектировались на разных уровнях. Параллельно магистрали должен был проходить тракторный путь, через каждые 5 км предполагалось построить каменные арки для перегона скота. Стоимость этого проекта составляла более 1 млрд. рублей, срок ввода в постоянную эксплуатацию – 1942 год.

У СССР тогда не было денег на такие грандиозные проекты, и его изменили в сторону значительного сокращения объёмов работ и удешевления их стоимости. Были отвергнуты многие «излишества», в т. ч. сооружение тракторного пути и арочных перегонов для скота. Пересечение с автогужевыми дорогами было предусмотрено на одном уровне. Ширина магистрали осталась 18 м, в т. ч. с асфальтобетонным покрытием – 12 м. Сметная стоимость ввиду этого сократилась до 600 млн. рублей.

Расчётная скорость движения по шоссе Москва-Минск должна была составить 120 км/ч. На разных уровнях дорога должна была пересекать шесть железнодорожных линий (Кубинскую ветку, линии Москва–Минск, Ржев–Вязьма, Смоленск–Витебск, Орша–Витебск, Орша–Лепель), остальные семь – на одном уровне. Пересечение с автогужевыми дорогами было запроектировано преимущественно на одном уровне. Проект предусматривал под всеми видами каменного основания устройство подстилающего песчаного слоя толщиной от 25 до 40 см в зависимости от грунта земляного полотна. Также планировалось сооружение бетонированных водоотводных канав со спуском воды в 600–700 м от магистрали. Ширина дороги и оборудование её сигнализацией должны были исключить возможность столкновения машин.

Но и 600 млн. рублей на одно шоссе было слишком много для советского бюджета. Поэтому по традиции грандиозных строек решено было обратиться за помощью к ГУЛАГу.

Как и большинство гулаговских строек 1930-х, строительство шоссе Москва–Минск началось и долгое время велось без утверждённых проектов и смет. Окончательный (третий) вариант генерального технического проекта дороги был представлен на рассмотрение ГУШОСДОРа только в начале 1938 года. Технические параметры шоссе были утверждены следующими: общая протяжённость – 694,8 км, из которых с двухслойным 8-сантиметровым асфальтобетоном – 122 км, с однослойным 5-сантиметровым –567 км. Каменное основание под шоссе – от 18 до 26 см, подстилающий песчаный слой под каменное основание – от 25 до 40 см.

Закончили эту глобальную стройку практически прямо перед войной, в 1941 году. Во время Великой Отечественной новая магистраль имела важнейшее стратегическое значение. Тогда шоссе состояло из брусчатки и имело 2 полосы движения, по одной в каждую сторону. На некоторых частях дороги, ближе к Москве, встречались участки, покрытые цементобетоном. Любопытно, что опоры мостов через реки и овраги тогда еще делались из дерева. В то время уже существовал недостаток средств, что, конечно же, сказалось и при постройке дороги. Однако даже несмотря на это, она была признана одной из лучших магистралей страны.

После войны дорога, естественно, была в плохом состоянии. На ней оставались следы от снарядов, она была сильно разбита гусеницами танков и другой военной техникой. На восстановление магистрали ушло много лет, закончено оно было уже в 1980 году.

 
 
 
       


Жанна КаграманянЖанна Каграманян8 июня 2018 в 00:19
мне бабушки рассказывали, что кладбище Голицынское из за этой стройки сдвигали, но перезахоронили не всех, так что участок рядом с кладбищем -на костях...
ответная реплика

Опубликовано: 07 июня 00:10
Просмотров: 883