12 апреля исполняется 50 лет со дня первого полёта человека в космос


Событие, о котором хочу поведать, застало меня в Баку.
Шел к концу мой пятый учебный год в качестве сурдопедагога республиканской школы для глухонемых детей.
Погода установилась теплая, солнечная. Наш огромный прекрасный школьный сад весь в цвету!
После второго урока большая перемена. Ученики с удовольствием резвятся на воздухе под присмотром дежурных учителей.


1.jpg

Красивое добротное четырехэтажное здание школы-интерната соседствует с точно таким же по проекту зданием, принадлежащим медицинскому институту.
(Кстати, оба выстроены на совесть пленными сразу после окончания Великой Отечественной войны).
Учителя частенько забегали к соседям в буфет за чем-либо для дома. Вот и я в то утро заскочила туда же и попросила десяток яиц и полкило сосисок.
Как же все это помнится! Едва расплатилась, как любезная продавщица поднесла палец к губам, указав на простенький репродуктор, висевший в углу на стене.
- Какое-то важное сообщение, - почему-то шепотом произнесла она.

И тут же, как во время войны, послышался знакомый голос Левитана:
- Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаем сообщение ТАСС…



В маленьком помещении институтского буфета нас только двое, но показалось, что раздвинулись стены, когда продавец повернула регулятор громкости и
замерла в напряжении. Я тоже вытянулась в струнку со своими двумя кулечками в руках…

Мы дети войны, с особым трепетом относились к могучему голосу известного диктора, знали все его оттенки.
Сейчас Юрий Левитан не скрывал своей радости.

Затаив дыхание, мы слушали о первом в мире полете человека в космическом пространстве.
От неожиданности и искреннего волнения не все сразу доходило до сознания.

Выведен на орбиту корабль «Восток» с человеком на борту.

Нас охватывает гордость от этих слов - наш советский человек первым в мире преодолел земное притяжение!

- Летчик… космонавт, - слышим мы, - майор Юрий Алексеевич Гагарин…

Майор?! Мне, двадцатишестилетней, представляется солидный немолодой пилот, а он оказался веселым, улыбчивым молодым человеком, всего на год старше меня.



За те 108 минут, что Гагарин провел на орбите, ему успели присвоить звание майора - досрочно, через ступень.

Позже Юрий признавался:
«Очень жалею, что не походил капитаном - самое красивое звание».



Восторг, беспокойство - все смешалось.
Скорее бы рассказать учителям, а главное - детям: ведь в нашей специфической школе нет радио.
Перебегаю дорожку между двумя зданиями и оказываюсь на школьном дворе, который, кажется, стал еще просторнее и залит еще более ярким светом.
Подбегают ученики моего класса, смотрят на меня с любопытством, так как по выражению лица понимают, что произошло что-то невероятное.
Глухонемые люди особенно внимательны и чувствительны к тому, что они могут уловить зрительно. По малейшим нюансам способны понять настроение.
Дети подхватывают мои кулечки с покупками, освободив руки для «разговора», и пытливо смотрят, что я им «скажу».
Тут, впервые перед своими учениками, я растерялась…
Как буду объяснять слово «космонавт» ?! Для глухонемых в то время его еще не существовало.
На каждый предмет, на каждое явление в языке мимики и жестов есть определенный знак.
Можно «написать» слово «космонавт» в воздухе дактилологией (пальцевой азбукой), но это не объяснит того, что произошло.
Правда, ученики уже знали о земном притяжении, о полетах ракет, но о пилотируемом человеком космическом корабле никто и предположить не мог.
Подходят ребята из других классов, присматриваются, за ними и учителя, интересуются, о чем беседа.
Передо мной образовался большой полукруг (у нас и в классах парты были расположены полукругом, чтоб обзор лучше был).
И я должна всем рассказать потрясающую новость, которую только что услышала из сообщения ТАСС, то, о чем знает уже весь мир.
И вдруг…Не знаю, откуда появились эти жесты: сжимаю пальцы левой руки - это земной шар.
Поднимаю указательный палец правой - сокращенный, придуманный мной на ходу жест, который должен обозначить человека.
Полностью чтоб «сказать» слово «человек, следует указательным и большим пальцами прочертить воздух резко сверху вниз.
Дальше легче: «летчик» (этот жест всем детям известен).
Быстро указательным пальцем делаю движение вокруг кулака, то есть «земного шара».
Прибавляю дактильно слово «космонавт». Вот он облетает земной шар, находясь в ракете (космическом корабле).
Он очень высоко, за пределами земного притяжения. Все понятно. Имя, отчество и фамилия «написаны» тоже пальцами.
А вот портрет героя они увидят завтра во всех газетах.
Дети повторяют уже радостно: Гагарин! Гагарин! Космонавт.
Они отдают мои пакеты и весело разбегаются, чтобы теперь сообщить важную новость тем, кто не видел.
И передавать известие они будут не из уст в уста, как мы привыкли говорить, а из рук в руки.
Через минуту-две закончится теперь уже не просто большая, а огромная, значительная, самая незабываемая школьная перемена.
Быстро поднимаюсь на второй этаж в учительскую, оставляю свои кулечки в холодильнике и устремляюсь на третий этаж в свой класс.
И вдруг из комнаты отдыха расположенной на четвертом этаже интерната, выходят старшеклассники, проводившие переменку за игрой в шахматы.
Завидев меня, они подбегают, машут руками и оживленно наперебой рассказывают о том, о чем две минуты назад поведала я детям в школьном саду.
Когда глухонемые спешат, пытаясь быстро о чем-то сообщить они употребляют только мимику и жесты, совсем переставая использовать устную речь, хотя мы учим их этому.

Их взволнованный рассказ начинался примерно так:
- Вы слышали?!
(Хоть сами они не слышат, но слово это у них в ходу).
- Вы знаете?!



И тут я обомлела от неожиданности. Их «сарафанное радио» оказалось более совершенным, чем можно было представить.
Указательный палец правой руки старшеклассники энергично вращали вокруг сжатого левого кулака, а в воздухе дактильно выписывали:
космонавт… Юрий…Алексеевич…Гагарин.
Находясь в замешательстве, я не могла понять, передали ли младшие учащиеся старшим мои жесты или они существовали уже раньше в таком виде,
как мне было подсказано свыше…
Но когда через полтора месяца оказалась в Москве, то и здесь, к моему удивлению, увидела «свои» жесты…
Потрясающую гордость за свою страну испытывал весь наш народ.
Юрий Гагарин стал поистине национальным героем.
Самое удивительное, чего ни в коем случае невозможно было предположить в тот незабываемый день,
что много позже наша семья оказалась причастной к большому семейству Гагариных,
в связи с чем мы стали нередкими гостями бывшего Гжатска и его ближайших деревень.
А через несколько лет, окончательно вернулись в Подмосковье, своих немчиновских учеников я часто возила вместе
с другими учителями на экскурсии в родной город космонавта Юрия Гагарина, когда жива была еще его мама Анна Тимофеевна.
Она нянчила внука, сынишку дочери Зои Алексеевны - Алешу. В то время Юрий Гагарин уже трагически погиб.
Директором музея первого космонавта работала его племянница - Тамара Дмитриевна Филатова (на фото).

2.jpg


Опубликовано: 08.04.2011 13:50
Просмотров: 19919
Автор:  Andrey

Комментарии

Написать комментарий...
Похожие новости