Найден репортаж о катастрофе, произошедшей на станции Голицыно в 1888 году.


Репортаж известного журналиста и писателя Владимира Гиляровского о катастрофе, произошедшей на станции Голицыно в 1888 году. Гиляровский лично побывал в Голицыне на следующий день после столкновения поездов и расспросил всех свидетелей трагедии. Подробное описание этого ужасного события было опубликовано 3 мая 1888 года в газете "Русские Ведомости". Позднее текст Гиляровского, но в сокращенном виде и без подписи автора, был опубликован в журнале «Всемирная иллюстрация», №21 от 1888 года.

 
 


В те годы на станции располагался еще старый, деревянный вокзал. Двухэтажное здание IV класса было выстроено по типовому для Московско-Брестской железной дороги проекту. На первом этаже были размещены билетный кассы и проходной зал для 3-го класса, отдельно - зал для 2-го и 1-го класса с дамской комнатой и телеграфом. В другом крыле вокзала были багажное отделение и комната начальника станции. Прямо перед зданием размещались пассажирские платформы. А несколько левее - товарные платформы крытые и открытие. Мы без труда их разглядим на старой фотографии. Именно рядом с крытой товарной платформой стояли пожарный сарай и пакгауз, в которые относили трупы, извлеченные из под обломков поезда. Надеемся, иллюстрации и подробное описание станции Голицыно тех времен помогут вам лучше представить все события, изложенные Гиляровским в статье.

    

"В ночь на вчерашнее число, 2-го мая, произошла страшная катастрофа на станции Голицыно, в 40 верстах от Москвы. Станция Голицыно стоит в котловине, и особенно к Москве, на протяжении более полуторы версты. Катастрофа произошла в 11 часов 20 минут ночи. Разбито 13 вагонов в двух поезда, поврежден паровоз, убито 11 человек и ранено 27 человек, - из них 18 человек - тяжело. Крушение произошло при следующих условиях. В 11 часов с минутами со станции Голицыно отошел товарный поезд №24, состоявший из 36 груженых вагонов. К этому поезду, хотя он и не числится товаро-пассажирским, были прицеплены, в виду сильного движения пассажиров и неимения мест в других поездах, 3 вагона 3-го класса, переполненные пассажирами, исключительно простонародьем, возвращавшимся с родины после праздника, на заработки, в Москву. Эти три вагона были прицеплены в хвосте поезда. Своевременно поезд вышел и поднялся на высокий подъем. Здесь, от того ли, что плохо материал, из которого было сделано сцепление, или от другой какой-нибудь причины, поезд разорвался: паровоз и семь вагонов продолжали идти, а остальные двадцать девять вагонов пошли назад, получая все большую скоростью движения, под крутой, полутораверстный уклон. В 11 часов 20 минут они пронеслись мимо диска и с быстротой более версты в минуту мчались по путям станции... В этот момент, как и следовало по расписанию, пришел товарный поезд №52-й, и на него-то с невероятной силой налетели оторвавшиеся 29 вагонов... Произошел страшный треск. Вагоны лезли один на другой, кололись в щепы и рушились. В считанные секунды образовалась груда смешавшихся между собой обломков дерева, железа, между которыми лежали изуродованные, окровавленные человеческие трупы, куски тела, обрывки одежды и живые люди. Во время катастрофы на станции были начальник станции, стрелочник и сторож, но все они были бессильны предотвратить крушение. Машинист поезда № 52, увидавший несшиеся на него вагоны с красными фонарями, дал контрпар, но и это не помогло. Этот машинист рассказывает, что он увидал уже на близком расстоянии приближавшиеся вагоны, затем услыхал страшный треск, потом его и его помощника буквально осыпало обломками дерева; как он остался жив и невредим, что произошло далее - он не помнит. Зато в этом поезде погиб тормозной кондуктор Юшкевич. Он стоял на первом от паровоза тормозе. Во время столкновения вагонов, на котором стоял кондуктор, разбило вдребезги, несчастного Юшкевича сбросило с вагона, потом другим вагоном подбросило на крышу вагона и ему сорвало череп. Мозг и верхнюю часть черепа нашли уже на другой день, между обломками, на песке... Последние два вагона 30-го класса в поезде №24-й во время столкновения вдвинулись один в другой и разбились... Сбежавшийся со станции и из соседних домов народ бросился помогать. Окровавленных, стонавших раненых освобождали из-под обломков и на носилках относили в вокзал. Тяжело раненных клали в дамской комнате, а более легко раненных расположили в большой зале 1-го класса. Пока дали знать докторам и пока те явились, прошло немало времени. Раненые стонали, мучились. За ними ухаживали и как умели делали перевязки служащие на станции, жандарм, местный становой пристав и в особенности помогал в этом уцелевший кондуктор поезда №52, Кутьев. Он все время до прибытия фельдшера со станции Кубинка и врачей из Москвы делал перевязки. Из Москвы прибыли один за другим, первый в час, а второй в два часа ночи, два экстренные поезда, привезшие двух врачей, фельдшера, начальника жандармского отделения, железнодорожное начальство и рабочих. Ранее, еще до прибытия врачей из Москвы, к пострадавшим был приглашен священник и приобщал трудно больных св. Таин. Одним из первых был приобщен крестьянин с оторванной ногой и сильно помятой грудью; он вскоре затем скончался. В числе трудно больных находился обер-кондуктор поезда №24-й, Суворов, у которого сломало два ребра, повреждена грудь и спина. Суворов во время крушения находился на тормозе последнего вагона и хотя видел неминуемую гибель, но стоял на месте и продолжал тормозить поезд. Вскоре по прибытии врачей и по сделании перевязок, раненые с экстренными поездами были отправлены, по распоряжению начальника жандармского отделения, в Москву. С первым поездом были отправлены легко раненые. Затем во второй поезд уложили тяжело раненых. Когда раненые были отправлены, было приступлено к извлечению трупов из под обломков. Изломанные вагоны стояли и лежали на пути. Сила удара была так велика, что громадные железные шливерные брусья, на которых держится весь корпус вагона, были поломаны как тростники и изогнуты как проволоки. Из под груды обломков стали вынимать трупы и переносить их в пакгауз и пожарный сарай. Трупы были страшно изуродованы. Между прочим в обломках был найден труп ребенка лет трех, с размозженной головой, а рядом с ним труп женщины лет сорока. В кармане платья этой женщины найдены две дешевые детские игрушки. Трех женщин, ребенка и двух мужчин положили в сарай, где хранятся пожарные инструменты. Кроме вышесказанной женщины с ребенком, в числе убитых была молодая девушка, блондинка, лет 20; при ней ничего, кроме маленького зеркальца в кармане, не сказалось. Третья убитая была жена машиниста Николаевской железной дороги Ефима Ильина, Ненила, молодая еще женщина, с полгода назад вышедшая замуж и, по словам мужа, беременная. Муж, молодой человек, ехал с ней рядом, на одной лавочке в последнем вагоне, и каким-то чудом уцелел. К числу чудесно спасшихся можно причислить мальчика лет десяти: его нашли живым и здоровым в узком пространстве, между двумя днами упавших один на другой вагонов. Пространства было как раз насколько, чтобы поместиться мальчику. В пожарном сарае были еще трупы мужчин: крестьянина Калужской губ. Якова Панкратова, 17 лет, возвращавшегося в Москву на фабрику Бутикова, где он был столяром, и крестьянина Рузского уезда Павла Афанасьева. В пакгаузе лежало пять мужских трупов, в числе которых находился и кондуктор Юшкевич. Вместо головы у него были видна окровавленная бесформенная масса, которую можно было признать за голову только потому, что было видно ухо и немного волос. Вчера в продолжение целого дня на станции кипела работа по очистке пути от обломков и толпились сотни крестьян из соседних деревень. Большинство раненых было из Рузского уезда, остальные из уездов Можайского, Волоколамского и несколько человек, из Калужской губернии. В час пополудни с экстренным поездом прибыли в Голицыно: московских губернаторов князь В.М. Голицын и прокурор московской судебной палаты Н.В. Муравьев, которые и пробыли на месте происшествии до 4-х часов пополудни. Сегодня, 3-го мая, будут погребены тела убитых при крушении. Владимир Гиляровский".

 





загрузка карты...
kpu3uckpu3uc24 марта 2019 в 15:13
переполненные пассажирами, исключительно простонародьем, возвращавшимся с родины после праздника, на заработки, в Москву

130 лет прошло, нихера не поменялось
ответная реплика
Павел ПантелеевПавел Пантелеев26 марта 2019 в 19:32
Какой стиль !...читаешь текст, а как на картинке..О, эта старая Школа журналистики..)).
ответная реплика

Опубликовано: 24 марта 12:07
Просмотров: 1734
Источник: Старое Голицыно